Например, музеи
- Новости
- Томская область
- Посетить
- Посмотреть
- Маршруты
- Информация
- Сельский парк «Околица»
- Конкурсы
Про озеро Шайтан я узнала довольно давно - ещё в 2008 году. Рассказал мне о нём один из участников археологической экспедиции, ежегодно работающей на берегах Шайтана. Появилось желание съездить туда, но всё как-то не складывалось.
Озеро с говорящим названием словно заколдовали, оно упоминается всего в четырёх источниках, а его фотографии оказались и вовсе на вес золота. Можно найти вотографии раскопок, ведущихся на берегах Шайтана, но само озеро и фортификационные объекты урочища Шайтан, несмотря на свою живописность и уникальность, ни в Яндексе, на в Гугле, ни в Рамблере не представлены среди тысяч фотографий двух других российских озёр с одноимённым названием.
Озеро Шайтан имеется в Омской области. Это излюбленное место работы УФОлогов, поскольку над озером часто происходят какие-то паранормальные явления.
Ещё одно озеро Шайтан, знаменитое на всю Россию, находится в Кировской области. Местные считают, что на дне его живёт сам Шайтан (Чёрт, Сатана), который время от времени "дышит" - пускает пузыри. Действительно, временами к поверхности озера поднимаются огромные пузыри воздуха, громкими всплесками будя всю округу. К тому же, на озере есть плавучие острова, которые довольно быстро перемещаются по поверхности озера со всеми своими кустами и деревьями. В давние тёмные времена всё это повергало местных жителей в ужас, озеро считалось проклятым. Современная наука, однако, всю романтику разрушила. Это озеро карстового происхождения. В глубинах его дна есть не мало трещин и полостей, заполненных водой. Постепенно вода расстворяет карстующуюся породу, и этот воздух со дна поднимается на поверхность. Кстати, глубина озера довольно приличная - 25 метров. Происхождение плавающих островов тоже прозаичное. С берегов озеро зарастает сплавиной. При выбросах воды (чаще всего весной) происходит поднятие уровня воды в озере и происходит отрыв заболоченных берегов и образуются плавучие острова, покрытые небольшими деревьями и кустами. Обычно их на глади озера до 20, хотя плавающих островов можно и не заметить, поскольку они, образовавшись в результате отторжения сплавины, прибиваются к берегу. Наиболее крупные из них выдерживают тяжесть 3-4 человек. Нескольким островам местные жители дали названия. Некоторые острова перевернуты «вверх корнями».
Но всё это далековато от Томска. А что же наше озеро Шайтан?
Озеро Шайтан — небольшое круглое озеро Обь-Томское междуречья 50 метров в диаметре. Расположено в сосново-берёзовых лесах Обь-Томского междуречья, 8- 10 км южнее с.Киреевское в распадке у лесной «верхней» дороги Киревское — Молчаново. Из озера вытекает и впадает в реку Таган (правый приток Оби) одноимённая речка Шайтанка.
На берегах озера ведутся археологические раскопки, и решеним Томского облисполкома от 28.04.1980 № 109 Усть-Шайтанское городище, расположенное в 7 км юго-западнее с.Киреевск, в 450- 500 м от устья р.Шайтанки было признано археологическим памятником местного значения.
Слово «Шайтан» произошло от древнесемитского «сатан» — «противник». Шайтаном татары называли Чёрта. Так по какой же причине мирное с виду озеро получило такое название?
С озером Шайтан связана местная легенда Обь-Томского междуречья, рассказанная в д.Берёзовая Речка, согласно которой с заимки разбойника Кирея (основателя Киреевска) выдвигались по тайге и по болотам конными разъездами группы местных жителей, промышляющих разбоем на Московском тракте. И награбленный скарб прятали они не в своей деревне, а на топких берегах озера Шайтан. Кто знает, может быть исследователям улыбнётся счастье, и они обнаружат, исследуя берега, дно и окрестности, кувшины с золотыми монетами.
По другой версии, Чёртовыми эти места называли уже в дорусское время, имея в виду боевую сложную историю этих мест.
Благодаря исследованиям археологов Томского государственного университета последних десяти лет, в живописном урочище Шайтан открыто два десятка городищ, поселений и курганных могильников. Особенно притягательны мощные и неприступные средневековые фортификационные сооружения городищ и курганы, диаметр которых достигает десяти метров. Всё это делает возможным реконструкцию по принципу «древнее поселение в уникальном природном ландшафте». На территории будущего заповедника работает детский археологический лагерь «Сибирика».
Участие в археологических исследованиях даёт возможность школьникам напрямую проследить процесс воссоздания истории и осознать себя полноправными участниками научных открытий. Это значит, что история перестаёт быть для них просто одной из школьных дисциплин и становится «живым» пространством.
На общей площади 60 кв. метров археологи освободили из-под земли производственную площадку - комплекс по выплавке железа с тремя горнами, кострищами, каменной наковальней для дробления руды. Нашли также многочисленные фрагменты керамики, останки животных, шлака и другие артефакты - втысячи находок, которые отсылают в Томский областной краеведческий музей.
Одним из разделов программы полевой школы стала экспериментальная археология. Под руководством аспиранта кафедры археологии и исторического краеведения исторического факультета ТГУ Евгения Водясова был воссоздан древний горн, в котором при температуре около 1300 градусов из руды, найденной недалеко от урочища, выплавили зерна металла. Эксперимент по реконструкции процесса плавки металла эпохи Средневековья в России был проведен впервые.
Рыбу, которую, соревнуясь на лучший улов, в конце дня приносили азартные рыболовы, готовили в рыбокоптильне, также сооруженной по древней технологии. И другие необычные бытовые устройства реконструировали участники экспедиции: селькупский кор - уличную печь для выпечки хлеба, и чадыр - аналог чума или вигвама.
Первые письменные документы, появляющиеся только в середине XVII века, дают весьма скупые и противоречивые сведения о населении берегов рек Шайтанки и Тагана. Что за люди здесь жили, откуда они пришли, что их так привлекало в этой местности, от какой опасности скрывались они за мощными крепостными стенами и какие тайны хранят оставленные ими курганы?
На высокой террасе, с которой открывается живописный вид на широкую обскую пойму, расположены около двух десятков археологических памятников: поселений, городищ и могильников. Фортификационные сооружения — рвы и валы средневековых городищ — до сих пор поражают своей мощью и неприступностью. Взобраться на крутой четырехметровый вал городища Шайтан III и сегодня не простая задача, а ведь когда-то здесь были и деревянные стены. Загадочные, тюркские по происхождению, топонимы этих мест — озеро Шайтан, река Шайтанка, урочище Шайтан — «чёртово урочище, чёртово озеро» — сохранили отзвуки далекой и неспо-
койной истории.
Урочище Шайтан чрезвычайно удобно для обороны и ведения хозяйства. Терраса, на которой расположены городища, возвышается более чем на двадцать метров над широким пойменным лугом, пригодным для выпаса скота. В непосредственной близости начинается тайга, в которой и сегодня можно встретить разнообразных зверей — лося, медведя, куницу, глухарей, тетеревов.
Большинство укреплённых поселений урочища Шайтан возникли в эпоху развитого Средневековья, в 10-14 вв. нашей эры. Это было не простое время для Томского приобья, издревле служившего буфером между "тайгой" и "степью".
Характер взаимодействия «пришлого» и «местного» населения до конца ещё не раскрыт. Несколько волн миграции тюркоязычных народов в это время коренным образом изменили этнополитическую ситуацию, а на востоке уже появляется новая грозная сила — монголы. В этот период существенно меняются представления туземцев о военном деле и военно-инженерном строительстве, о чём свидетельствует сложная архитектура неприступных укреплений шайтанских городищ.
Шайтанские городища компактно выстроены в одну «цепочку», перемежаясь с поселениями и могильниками, которые на основе полученного материала предварительно также датируются развитым средневековьем. Среднее расстояние между двумя памятниками не превышает двух сотен метров. Закономерно возникают вопросы: существовали ли все они одновременно? Могли
ли на таком относительно небольшом отрезке обской террасы функционировать сразу несколько укрепленных поселений?
Естественно, можно допустить и вероятность того, что место расположения «городка» по каким-то причинам регулярно переносилось. На всех поселенческих памятниках урочища обнаружены многочисленные свидетельства железоделательного производства: шлаки, железная руда, фрагменты глиняных сопел и остатки металлургических горнов. Чрезвычайно высокая концентрация шлаков — культурный слой ими буквально забит — свидетельствует о том, что железо здесь плавили постоянно в течение долгого времени.
Очень интересные сведения, косвенно подтверждающие существование в этом районе специализированной чёрной металлургии накануне прихода русских, можно найти в письменных источниках. В 1631 году в официальных русских документах появляется двадцать вторая инородческая волость Томского уезда - Темерчинская. Исследователи склоняются к мнению, что она находилась в междуречье Томи и Оби. Вероятно, на территории этой волости находилось и урочище Шайтан, где располагаются исследуемые памятники. Очень интересна этимология названия Темерчинской волости. Пролить свет на происхождение этого этнонима помогают работы лингвистов: на туземном языке ещё в 18 веке эта волость называлась Темерци-й он", те есть, "народ-кузнецы".
Уже сейчас имеющиеся данные позволяют сделать предположение о том, что средневековое население урочища Шайтан специализировалось на производстве железа. В качестве сырьевой базы выступали местные руды.
Выходы железной руды были обнаружены в 2005 году, а исследования, проведённые совместно с геологами, подтвердили выводы археологов. Наличие большого запаса железной руды, лежащей буквально на поверхности, делало её добычу доступной для средневековых металлургов. Все это отчасти объясняет высокую концентрацию памятников на относительно небольшой территории Шайтанского археологического микрорайона.
Средневековое городище Шайтан III один из самых сложных, но одновременно и информативных памятников. Поражающая даже
сегодня своими размерами система фортификации и мощность культурного слоя однозначно указывали на неординарность этого памятника. Среди наиболее ярких находок — костяные и железные наконечники стрел, колчанные крючки, кресала, ножи, каменные
и пастовые бусины, предметы поясной гарнитуры. Бронзовая стилизованная подвеска в виде медведя отсылает нас далеко на север, к культурам таёжного круга, где подобные вещи были широко распространены в X—XIV веках нашей эры. Другой уникальный предмет — колчанная петля, стилизованная в фигурку водоплавающей птицы, наоборот уводит нас далеко на юг, в степи верховий Иртыша на современную территорию Казахстана. Подобные петли крепили к своим колчанам кыпчакские воины в X—XII веках нашей эры.
Основное количество найденных вещей датируется эпохой развитого средневековья и связано с миграцией в район Томского Приобья большой группы тюркского населения после распада Кимако-кыпчакского объединения. Однако мыс, на котором позже возникло городище, был заселён и в более ранние времена: здей найдено небольшое количество фрагментов посуды раннего железного века и раннего средневековья.
Представлена также группа керамики, связываемая некоторыми исследователями с позднесредневековым периодом.
В 2001 и 2006 годах работы велись на могильнике Шайтан II. Этот памятник до его официального открытия серьёзно пострадал от действий гробокопателей. В центре почти всех курганов зияют грабительские «воронки», кости нередко выброшены и валяются на по-
верхности. Мы уже никогда не узнаем, какие тайны хранили эти курганы, а унесённые оттуда вещи никогда не попадут в музеи. При этом обогатиться путём разграбления этих могильников просто невозможно: вещи, находящиеся в курганах, представляют только научную
ценность. Драгоценных металлов и других «сокровищ» эти курганы не содержат.
Особый интерес могильник Шайтан II представляет в связи с тем, что позволяет нам изучать погребальный обряд и некоторые особенности мировоззрения населения, жившего в шайтанских поселениях и городищах. В 2006 году на могильнике было исследовано четыре кургана, содержащие шесть погребений. Курганы исследовались «сплошной площадью», то есть одним раскопом, включавшим не только сами курганные насыпи, но и пространство между ними. В межкурганном пространстве были обнаружены следы поминальных действий: большой сосуд, видимо когда-то специально оставленный на поверхности, следы кострищ и кости животных. Самым интересным и неожиданным открытием явилось то, что прямо на территории некрополя происходила выплавка железа: обнаружено огромное количество шлаков, фрагментов мелко расколотой железной руды, а также остатки самих металлургических объектов. Стратиграфические наблюдения позволили предположить, что плавка железа происходила непосредственно во время функционирования могильника. Более того, открытия 2007 года говорят о том, что это странное соседство не было случайным.
Были исследованы чрезвычайно сложные для понимания и интерпретации комплексы: погребения двух детей были совершены непосредственно в металлургических объектах, явившихся для них своеобразными гробницами.
В 2001 и 2006 годах работы велись на могильнике Шайтан II. Этот памятник до его официального открытия серьёзно пострадал от действий гробокопателей. В центре почти всех курганов зияют грабительские «воронки», кости нередко выброшены и валяются на по-
верхности. Мы уже никогда не узнаем, какие тайны хранили эти курганы, а унесённые оттуда вещи никогда не попадут в музеи. При этом обогатиться путём разграбления этих могильников просто невозможно: вещи, находящиеся в курганах, представляют только научную
ценность. Драгоценных металлов и других «сокровищ» эти курганы не содержат.
В современном мире реальной схемой сохранения археологического наследия является создание музеев-заповедников.
Первый такой музей был открыт в 1922 году на берегах Боденского озера в Швейцарии, где в первоначальном виде были восстановлены поселения каменного и бронзового веков. С тех пор этот замечательный музей под открытым небом ежегодно посещают тысячи туристов, и по его модели созданы сотни «первобытных» посёлков по всему миру. В таких музеях не только демонстрируются подлинные предметы быта и жилища давно ушедших эпох, но и воссоздаются традиционные способы ведения хозяйства. И что самое главное, посетителям предоставляется возможность непосредственно погрузиться в мир первобытности, и облачившись в средневековые одежды, изготовить по древней технологии своими руками глиняный сосуд или освоить кузнечное ремесло.
Колоссальные историко-культурные ценности Томской области хранятся в музеях, но ещё больше их остается сокрытыми в нашей земле и бездумно уничтожается в ходе освоения территорий. В отличие от памятников архитектуры, ценность которых очевидна для всех, археологические памятники остаются без должного внимания, а их потенциал в сфере развития образовательного туризма — невостребованным.
К сожалению, шансов познакомиться с многотысячелетней историей нашего края, у большинства людей просто нет. Ни одного археологического музея под открытым небом у нас пока не создано.
P.S. Мы знаем о истории средневековой Франции и средневековой Англии гораздо больше, чем о средневековой Сибири.
29 июл / 2014