Например, музеи
- Новости
- Томская область
- Посетить
- Посмотреть
- Маршруты
- Информация
- Сельский парк «Околица»
- Конкурсы
12 ноября 1689 года был издан царский указ, повелевающий соединить Центральную Россию и Сибирь. Как всегда, обещанного n лет ждут, и тракт начал прокладываться лишь с 1730 года. К тому времени Томск уже успел стать крупным центром ремесленного производства, поэтому тракт прошёл через Томск.
Это был первый сухопутный путь в нашем краю. Ежегодно по Московскому тракту (улица в Томске) проходило около ста тысяч повод, проезжали десятки тысяч ямщиков. Город расцветал. Сюда стали приезжать переселенцы с Юга России. Извозный промысел стал “градообразующим”. В XIX веке в Томске количество лошадей превышало количество населения. Не случайно более ста лет гербом Томской губернии была стоящая на дыбах лошадь на зелёном поле.
В семидесятых годах XIX столетия в "короли сибирских ямщиков" вышел Е.И. КУХТЕРИН, владевший 3 000 лошадьми. На него тогда работало свыше полутора тысяч извозчиков. Этими цифрами я хочу подчеркнуть масштабы Томского "транспортного узла". Не было ему равных!
19 мая 1891 года состоялась закладка Великого Сибирского рельсового пути во Владивостоке. Экспедицией, которая составляла проект будущей дороги, руководил Николай Павлович МЕЖЕНИНОВ. Именно он пришёл к выводу, что Томск должен остаться в стороне от головной магистрали, и что к нему будет достаточно протянуть ветку.
Томичи возмутились. Как можно было оставить в стороне крупнейший город (около 80 000 человек), столицу Сибири, плюс ко всему уже ставший научным и образовательным центром (в 1878 году в Томске был основан первый за Уралом Университет, в 1896 - первый технический вуз - Технологический институт)?
Писали письма в Петербург. 15 июня 1892 года пришло Отношение министра путей сообщения за №15850, в котором обосновывалась невозможность прокладки линии через Томск. Его содержание казалось абсурдным. В частности, там говорилось, что севернее Новониколаевска якобы нет более удобного перехода через Обь. Наши купцы на собственные деньги организовали изыскания и убедились, что существуют гораздо более удобные переходы. В Отношении было написано, что Магистраль прокладывается не для обслуживания сибиряков, а для выхода к Тихому океану, к Китаю и Японии. В общем-то, это противоречило главной идее создания Магистрали. Почему Томск решили оставить в стороне? Если бы это происходило в наше время, то ответ был бы однозначным - коррупция.
Но чем мог подкупить столицу маленький Новониколаевск? Там, кроме мастерских-то и не было ничего. Может быть, Омск обиделся на Томск за то, что именно Томск получил право называться Сибирскими Афинами (из-за Университета). Но Омск тогда тоже практически никакой силы собой не представлял. Красноярск? Иркутск? Думаю, что тайна этого решения навсегда останется для нас неразгаданной.
Как бы то ни было, Томск остался в стороне. И эта отстранённость стала его бедой. Нет, много было ещё достижений и успехов у Томска. Это и первое за Уралом (а за чем же ещё?) телевидение, это и превращение в Русский Оксфорд, и, согласно плану, крупнейший в мире нефтехимический комбинат, и статус города исторического, и новый интернет-центр Сибири, и ... так просто и не вспомнить. А всё могло быть ещё лучше - всероссийский центр науки и технологий, крупнейший на востоке транспортный узел, многомиллионный город...
Вот здесь было бы уместным, на мой взгляд, задаться вопросом - а лучше ль было бы? Ведь Томск тогда мог бы потерять все свои архитектурные памятники, свой особый менталитет, эту ауру, которой удивляются гости нашего города. Томск уютным называют и приезжие из крупнейших городов - за свою тихость и спокойность, и из городов малых - вот где цивилизация! И мы этим гордимся. Перспектива превратиться в грязный шумный серый типовой город типа "любимого" Новосибирска не из приятных.
Да будем же довольствоваться тем, что есть! А есть лишь одна ветка длиною в 366 километров. Проект дороги к Томску был утверждён 27 октября 1893 года Александром III. Николай II, будучи ещё Председателем Комитета по строительству Великого Сибирского рельсового пути с 1894 по 1899 годы, своим распоряжением от 5 июля 1895 года разрешил приступать к сооружению ветви. Строительство велось в двух направлениях: от безымянного посёлка Магистрала (именно так он назывался), позднее названного Томском-Таёжным, а ещё позднее - Тайгой, и со стороны нашего города. Работали арестанты, рабочие-переселенцы из Центральной России и крестьяне из близлежащих деревень.
Подробнее о строительстве железной дороги в городе я напишу, быть может, позже. Но не могу не упомянуть о том, что вокзал “Томск” открыли 17 июля 1896 года, а первый поезд прибыл в Томск 22 июля и был приурочен ко дню именин Марии Фёдоровны. Парадный поезд, убранный зеленью и флагами, состоял из семи вагонов. В Томск прибыли вышеупомянутый господин МЕЖЕНИНОВ вместе с начальником губернии А.А. ЛОМАЧЕВСКИМ. Позднее, в 1909 году, томские власти просили, чтобы второй путь Транссиба был проложен не вдоль рельсового пути, а через, естественно, Томск. И на эту просьбу был получен отказ, однако, на этот раз со вполне убедительной формулировкой, что две однопутные железные дороги содержать намного невыгоднее, чем одну двупутную.
От Тайги до Томска-1 - 79 километров, до Томска-2 - ещё 8; дорога электрифицирована до 99 километра - станция Копылово. Судя по всему, электрифицировали её под ТНХК (нефтехимический комбинат) в 1970 году. Не было бы стройки Нефтехима, не было бы и электрификации. Именно от Копылово идёт ветка на Северный промузел.
Далее от Копылово дорога идёт до города Асино. Это ещё 84 километра. Асино стоит на 183 км. Ветку Томск - Асино ввели в эксплуатацию в 1938 году. Продолжением дороги стал участок до Белого Яра, длиною ещё в 183 километра, завершённый в 1973 году. Существует ещё ветка Итатка - Юкса. 30 километров по болотам между Томском и Асино в сторону Оби. Правда, до Оби дорога далеко не дошла. Она используется для вывоза леса.
Во времена строительства БАМа, витали мысли и о строительстве своего "БАМа" на томской земле. Это должна была быть дорога через Колпашево, Тымск, Стрежевой, Нижневартовск на Сургут. Её хотели назвать Северо-Сибирской дорогой. Не построили. И ещё немного о судьбе здания правления Томской железной дороги. После того как её упразднили, к зданию достроили два этажа (оно стало четырёхэтажным) и открыли там, спустя некоторое время, институт радио- и электротехники (ТИРиЭТ), который теперь называется Университетом систем управления и радиоэлектроники.
Поезда.
Из Томска поезда ходят на Москву-Казанскую (№37 “Томич” - один из лучших фирменных поездов), Адлер (№337), №371 - летний на Москву-Казанскую, Новокузнецк (№609 “Томь”), Барнаул (№647) и Белый Яр (№966 “Кедр”).