Туристский портал Томской области
Версия для слабовидящих

ТИЦ для региональных принимающих туроператоров – партнер или конкурент?

«Число туристско-информационных центров в нашей стране быстро растет. Но далеко не везде им рады. Например, в Хакасии туроператоры всерьез встревожены тем, что недавно созданный ТИЦ берет на себя функции принимающей компании. Турфирмам и без того приходится бороться за каждого туриста, а тут вдруг появляется сильный конкурент с административным ресурсом. «Получая бюджетные средства на офис, зарплату, транспорт гораздо легче вести бизнес и обслуживать клиентов. К тому же ТИЦ могут предоставлять услуги с большой скидкой – опять же за счет бюджетных денег. Вряд ли это можно ли считать добросовестной конкуренцией», – рассказали RATA-news хакасские туроператоры.

Главное назначение ТИЦ – способствовать развитию и популяризации туризма в своем регионе. Он может сам зарабатывать на выполнение этой миссии или выполнять государственное задание за счет субсидий из местного бюджета. На долю последних приходится не менее трети от общего числа ТИЦ по стране. При этом туроператорская деятельность функционалом ТИЦ не предусмотрена – но и не запрещена.

Например, государственное автономное учреждение Калужской области по туризму «Туристско-информационный центр “Калужский край”», судя по информации на официальном сайте, не только выпускает путеводители, собственную газету GoKaluga!, организует инфотуры для операторов и журналистов, представляет область на выставках, но и работает как туроператор. Туроперейтингом занимаются также ТИЦ Казани, ТИЦ «Сиверко» в Великом Устюге, ТИЦ «Горная Шория. Шерегеш», ТИЦ Тольятти, ТИЦ на базе «МДС-тур» в Удмуртии, а также НТК «Якутия» и еще десяток компаний.

По словам заместителя директора калужского ТИЦ Алексея Каргашина, недовольство рынка при появлении игрока, который использует бюджетный ресурс в собственных коммерческих интересах, вполне закономерно. «Но это вопрос не столько юридический, сколько этический. К самой идее ТИЦ он отношения не имеет, хотя дискутируется в течение всего времени существования туристско-информационных центров. Мы, например, сознательно не переходим дорогу туроператорам, не дает агрессивной рекламы. Стараемся вести свою основную деятельность так, чтобы все ощущали пользу от нее. Здесь многое зависит от добросовестности руководства ТИЦ, от того, как оно выстроит отношения с местным бизнесом. Но и бизнес должен уметь отстаивать свои интересы. И законодательный запрет ТИЦ на ведение туроператорской деятельности вряд ли поможет», – полагает Алексей Каргашин.

Гендиректор ТИЦ Казани Наталья Абрамович согласна с коллегой: ТИЦ должен уметь встроиться в действующий рынок, доказать свою эффективность. «Бюджетные деньги предназначены, прежде всего, на маркетинг, продвижение региона, создание имиджа территории. Результаты этой работы одинаково важны для всего рынка», – заметила она. Директор ТИЦ в Угличе Юлия Воронова видит два главных условия работы в любом регионе – профессиональный баланс и консенсус: «Каждый регион или город уникален. Везде задание для ТИЦ и условия его выполнения формулируются по-своему. Невозможно выработать единый рецепт взаимодействия турофиса с властью и бизнесом. Но я считаю, что, выходя на сложившийся рынок, ТИЦ должен четко обозначить правила игры. Мы, например, сразу сказали туроператорам, что не будем заниматься групповыми туристами».

Пока картина складывается очень пестрая и противоречивая. На сайте Ростуризма можно найти свежий (по данным на конец октября 2015 года) перечень ТИЦ в России. Он насчитывает почти 140 организаций с самым разным юридическим статусом – бюджетные муниципальные, государственные учреждения, некоммерческие партнерства, культурные или досуговые центры. Некоторые вообще созданы на базе местного туроператора. Функционал отличается не меньшим разнообразием. Судя по предоставленным в Ростуризм данным, кто-то оказывает информационные, маркетинговые, экскурсионные услуги, а кто-то – полный комплекс туристического обслуживания. На сайтах самих ТИЦ выбор еще богаче: здесь можно найти и такие неожиданные предложения, как, например, юридическое посредничество между турфирмой и туристом или даже предоставление обаятельной спутницы для одиноких путешественников. На такой креатив идут не от хорошей жизни. Финансирование, как правило, минимально, используется исключительно на выполнение бюджетного задания, так что «на жизнь» приходится зарабатывать самим.

Очевидно, что проблема – в отсутствии четких стандартов. По сути туристско-информационным центром сейчас может назваться любая компания, это не зарегистрированный товарный знак. А если каждый понимает под этим что-то свое, проблемы неизбежны и рынок не застрахован от недобросовестных участников. По словам директора ТИЦ в Самаре Ольги Шандуренко, сейчас, когда создание подобных организаций набирает обороты, становится своего рода модой, надо определить статус центров на законодательном уровне и оговорить условия, при которых их деятельность не пресекалась бы с туроператорами: «Мне кажется, ТИЦ должен быть бюджетным учреждением и получать господдержку. А для коммерческой деятельности их надо наделять специальными полномочиями, оговаривая перечень возможных услуг».

Исполнительный директор «Национальной ассоциация туристско-информационных организаций» (НАИТО) Михаил Ушаков также полагает, что местная администрация должна разделять маркетинг, который невозможен без субсидирования, и туроперейтинг, который, хотя и не запрещен, не должен поощряться за бюджетные деньги. «Как показывает опыт, доверие рынка к туристско-информационным центрам, перешедшим эту грань, сразу снижается. ТИЦ, на мой взгляд, может быть, в крайнем случае, турагентом, но не оператором», – пояснил он.

НАИТО была создана в конце 2013 года Министерством культуры, Ростуризмом и крупнейшими ТИЦ страны для формирования положительного туристического имиджа регионов. В организацию входит 25 членов, которые поддерживают с другими ТИЦ партнерские отношения. Сейчас это единственное профессиональное объединение туристических офисов России.

С сентября 2015 года действуют ГОСТы оказания услуг ТИЦ, но до настоящей унификации далеко. Как полагает Михаил Ушаков, она не только трудно реализуема, но и вряд ли возможна вообще. Это проблема многих стран, потому что у разных регионов разные потребности. У нас это усугубляется еще и размерами страны, разнообразием культур, неравномерным экономическим развитием регионов. К тому же туризм везде подчиняется разным министерствам – где-то культуры, где-то экономики, где-то физкультуры и спорта. Соответственно по-разному формируются бюджеты и региона, и ТИЦ. «Все эти условия в итоге влияют на выбор организационно-правовой формы туристско-информационного центра. Нет смысла причесывать всех под одну гребенку. В любом случае унификация не должна привести к ломке сложившихся успешных форм работы», – считает г-н Ушаков.

Вопросов по работе ТИЦ много, поэтому все очевиднее необходимость конференции или съезда всех участников движения. Его проведение запланировано на осень будущего года. Однако руководители некоторых центров считают, что процесс надо ускорять. Кризис обостряет противоречия, и мириться с нынешней размытостью понятий турбизнесу все тяжелее. В некоторых регионах туроператоры готовы выступить с инициативой законодательного ограничения деятельности туристско-информационных центров».

Источник:
Светлана Ставцева, RATA-news
 http://ratanews.ru/news/news_23112015_7.stm

24 ноя / 2015