Туристский портал Томской области
Версия для слабовидящих

В Томском художественном музее открылась выставка матрешек

В среду, 13 июля, в Томском областном художественном музее открылась выставка «Матрешек пестрый хоровод».

Томская художница Тамара Хохрякова представляет  богатейшую коллекцию матрешек. На выставке представлены   более тысячи деревянных куколок – как коллекционных, так и собственной росписи Самая большая – более 50 см, самая крохотная – с рисовое зерно.

Тамара Михайловна Хохрякова по профессии учитель истории   и обществоведения, в настоящее время  занимается с детьми в студии «Русские сувениры» в средней школе № 22 по авторской программе. Куклы, созданные художницей и ее учениками представлены в Московском музее матрёшки, а сама мастер награждена медалью «За вклад в наследие народов России». Расписными деревянными куколками Тамара Михайловна заинтересовалась ещё в 1980-х годах. Первую свою матрёшку купила когда-то на Арбате в Москве. А впервые расписала куколку 17 лет назад в подарок новорожденной внучке. Сейчас мастер оформляет раскладки до 100 мест.

Тамара Хохрякова сделала точную копию самой  первой, восьмиместной куклы, изготовленной Василием Звёздочкиным. Главная в раскладке – матрёшка с чёрным петухом, затем идёт матрёшка поменьше с серпом, с плошкой, с куклой и так далее – до младенца в пелёнках. Среди многочисленных матрёшек-девушек обязательно присутствует и один Ванька в красной рубашонке. Легенда гласит, что идею деревянных кукол, вложенных одна в другую, художник Малютин почерпнул из игрушки, привезённой супругой Саввы Мамонтова с острова Хонсю. Игрушка изображала старичка Фукурокудзю, одного из семи японских богов счастья. В высоколобом старичке «прятались» другие игрушки, составляя так называемый ситифукудзин (набор семи богов счастья). Тамара Хохрякова сделал точную копию и этой японской игрушки. Второй в раскладке ситифукудзин после самого старичка Фукурокудзю идёт игрушка-женщина. Это более поздний вариант, в первоначальном виде все семь игрушек были старичками. А в этой уже присутствует женский образ – богиня Бэндзайтэн, муза искусств. В Японии принято обращаться к ситифукудзин с просьбами. Свою проблему надо рассказать каждому богу из ситифукудзин, и тогда она, повторённая семь раз, исчезнет.

Очень интересна сама технология работы над матрёшкой. Тамара Михайловна покупает липовые заготовки для будущих кукол в Москве. Сначала необходимо осмотреть «бельё» – заготовку матрёшки на предмет трещин, сучков, впадин… После осмотра «белья» матрёшку грунтуют, шкурят до получения гладкой поверхности. Затем мягким карандашом рисуют личико, рукава, руки, передник. В смеси белой гуаши с охрой получается «телесный» цвет личика матрёшки. «По слою влажной краски сразу же наводим розовые щёчки. Затем расписываем глаза, губы и волосы», – советует Тамара Михайловна. Когда готово личико, кладётся фон платка, сарафана, передника. И уже потом матрёшка получает все красоты – по сарафану, переднику, платку рассыпается декоративная роспись. И, наконец, покрытие лаком – такая игрушка не боится влаги, а акрил или гуашь вспыхивают ещё ярче. На заводах раскраской контуров, заливкой основных цветов и декоративным украшением занимаются разные мастера. Кстати, знаменитые завитки на платочке нижегородской матрёшки (её, яркую, в жёлтом платочке, в переднике, расписанном розами, чаще всего можно встретить в сувенирных магазинах), оказывается, делают при помощи штампиков. А штампики эти – скрученные определённым образом кусочки старой ткани. Причём нижегородские мастера ценят фактуру именно советских тканей, которая даёт особый ровный и красивый узор.

В коллекции Тамары Хохряковой есть раскладка «Свадьба». Сама художник призналась, что невесту и жениха она расписывала с дочери и её мужа, в матрёшках поменьше помещены другие члены этой маленькой «семьи». Целый набор матрёшек посвящён Томску и его вузам. Конечно, это кропотливая работа профессионального художника, и Тамаре Михайловне доступны не только расхожие сюжеты «с Арбата», например раскладка политиков от Путина до Сталина. Она великолепно освоила традиционные русские росписи. Первой расписала матрёшку под хохлому, потом были и матрёшки с жостовской, городецкой, мезенской, комаровской росписями. У неё есть копии кузнецких матрёшек, холмогорских барышень, вятских. Есть куклы, инкрустированные берестой, есть и современные, украшенные стразами. Выставка «Матрёшек пёстрый хоровод» побывала уже в Омске, Новосибирске, Красноярске, Москве, Иркутске, Мариинске. Теперь ее с радостью представляет Томский областной художественный музей.

Выставка продлится до 28 августа.

Подробности по ссылке http://artmuseumtomsk.ru/page/6/0/253

14 июл / 2016